icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

ј не вернуть ли нам школьную парту - самое правильное устройства дл€ осанки детей.

  • 477
  • 0

ј не вернуть ли нам школьную парту - самое правильное устройства дл€ осанки детей.

≈сли мы пожелаем составить рейтинг консервативности общественных институтов, то первое место в нем займет, конечно же, религи€, но почетное второе придетс€, пожалуй, отдать образованию. ќно мен€етс€ достаточно медленно не только потому, что учебные планы определ€ютс€ лет на п€ть, а то и на дес€ть вперед, но и потому, что Ц подобно медицине Ц должно руководствоватьс€ принципом ЂЌе навредиї. » все же образование вообще и школа в частности мен€етс€ Ц так, мое поколение уже только на картинках видело парту с наклонной столешницей, совмещенную со скамьей. ј ведь така€ парта верой и правдой послужила не одному поколению школьников!

Ўкольна€ мебель, о которой идет речь, имеет конкретное название Ц парта Ёрисмана. ≈е создатель Ц российский врач-гигиенист швейцарского происхождени€ ‘едор (‘ридрих) Ёрисман в 1870 году написал научный труд, тема которого остаетс€ актуальной и по сей день Ц Ђ¬ли€ние школ на происхождение близорукостиї. Ќо констатацией причин он не ограничилс€ Ц ‘.Ёрисман разработал систему профилактических мер, в которую входили требовани€ к освещению школьных классов, а также создал новую конструкцию школьной мебели.

„то же представл€ет собою парта Ёрисмана? ѕрежде всего, в ней сидение совмещаетс€ со столом Ц какое это имеет значение, знает каждый родитель, который по дес€ть раз повтор€л любимому чаду: Ђѕоставь стул ровно!ї —оединенную со столом скамью поставить криво невозможно в принципе. √лубина сидени€ точно рассчитана Ц чтобы бедро опиралось на нее хот€ бы на две трети, или даже на три четверти Ц нога при этом будет согнута под пр€мым углом. Ќо главна€ особенность парты Ёрисмана Ц это, несомненно, наклонна€ столешница, котора€ решала сразу несколько проблем: сид€ за таким столом невозможно сутулитьс€, Ђписать носомї, а текст положенной на парту книги оказываетс€ под пр€мым углом к направлению зрени€ на рассто€нии 30-40 см от глаз, как и нужно по правилам гигиены зрени€.

»зобретение ‘.Ёрисмана было оценено на самом высоком уровне Ц сам император распор€дилс€ обеспечить такой мебелью все школы. ¬от только и император, и даже врач в данном случае оказались Ђдалеки от народаї Ц от руководства школ, которому пришлось ломать голову, как распределить детей по классным комнатам Ц ведь такие столы занимали достаточно много место, от уборщиц, которым трудно было двигать т€желенные партыЕ а главное Ц где вз€ть на это деньги? ¬едь парты делались из массива дуба Ц это материал дорогойЕ ј главное Ц за такой партой удобно было сидеть, но очень неудобно садитьс€ и вставать.

ќбо всем об этом задумывалс€ тот, кого эти проблемы касались в первую очередь Ц студент ѕетр  оротков, отправленный в ссылку на ”рал и учительствовавший там в сельской школе. Ќачал он с того что переделал одноместные парты в двухместные Ц правда, так у детей по€вилс€ извечный школьный соблазн Ц списывать у соседа, зато в тесный класс сельской школы убиралось на пор€док больше парт, да и обходилось оснащение одного класса дешевле. „тобы удобнее было садитьс€ и вставать, ѕ. оротков сделал столешницу откидной. Ўкафчиков дл€ вещей в бедных сельских школах тоже не было Ц поэтому учитель дополнил парты полочками дл€ учебников и крючками дл€ портфелей, а также углублени€ми дл€ чернильниц и желобками дл€ перьев и карандашей.

“ака€ модифицированна€ парта Ёрисмана была Ђунаследованаї советской школой. ≈е сделали еще более доступной, изготавлива€ из более дешевых материаловЕ но в этом упрощении не смогли воврем€ остановитьс€. »значально парта имела семь модификаций, чтобы дети по мере роста могли пересаживатьс€ за более высокую парту, но со временем количество уменьшилось до двух Ц если же ребенок сидит за партой не по росту, то польза превращаетс€ во вредЕ ќбозначилась и друга€ проблема: по классным комнатам детей (за исключением начальной школы) стали распредел€ть не по возрасту, а по предметам Ц и если, например, в кабинете истории занимаютс€ и п€тиклассники, и дес€тиклассники, какие парты там поставить?

¬ общем, от парт Ёрисмана школа отказалась Ц и на страну обрушилась Ђэпидеми€ї близорукости и сколиоза, а также его отсроченного следстви€ Ц остеохондроза.

ќстаетс€ только порадоватьс€, что школьна€ мебель, сделанна€ по принципу парты Ёрисмана Ц с наклонной столешницей и совмещенным сидением Ц вернулась в производство, а новые санитарные нормы фактически описывают ее. ¬от только до оснащени€ такими партами всех школ еще далеко. ћожет быть, это первый вопрос, который следует подн€ть на ближайшем общешкольном родительском собрании?


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+