icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

ј не раскурить ли нам трубку мира?

  • 760
  • 2

ј не раскурить ли нам трубку мира?

ќ
Ђќт трубки мира, у костра раскуренной с вождем, привычка вредна€ пошла в масштабе мировомї, Ц поетс€ в забавной песне на очень серьезную тему из мультфильма Ђќстров сокровищї. ƒействительно, вспомина€ о коренном населении јмерики, собирательно именуемом Ђиндейцамиї, мы вспоминаем о вампумах, головных уборах из перьев Ц и, конечно, о трубке мира. ћногие из тех наших сограждан, которые склонны поднимать визг о Ђнарушении прав с свободї, когда им запрещают курить на территории больниц или р€дом с детскими садами, даже привод€т это как аргумент в свою пользу Ц вот, мол, американские индейцы до прихода европейцев сколько веков курили Ц и ничего, раком не болели, не вырождались!

Ѕезусловно, относительно индейцев существует немало мифов и расхожих стереотипов, но что касаетс€ Ђтрубки мираї, то этот ритуал действительно существовал у многих племен, насел€вших Ќовый свет до прихода европейцев. ¬ разных регионах ее изготавливали из разных материалов Ц где-то в ход шла глина, где-то Ц речной тростник, а где-то Ц различные камни (катлинит, кварцит, кальцит, кварцитовые сланцы).

„ем набивали трубку? —овременный человек, конечно, в первую очередь подумает о табаке Ц но так бывало далеко не всегда и не везде. Ёто растение использовали главным образом племена, проживающие на востоке американского континента, а вот в западной части курительные смеси отличались большим разнообразием. ѕравда, установить их состав в большинстве случаев уже не представл€етс€ возможным Ц эти сведени€ исчезли с лица «емли вместе со своими носител€ми.

’от€ бы по этой причине у современных курильщиков нет никаких оснований сопоставл€ть себ€ с индейцами Ц которые, как видим, далеко не всегда курили табак. Ќе вполне состо€тельны и ссылки на то, что индейцы Ђне болели раком и не вырождалисьї: ученые обнаруживали следу этой страшной болезни на кост€х, найденных в американских захоронени€х доколумбовой эпохи Ц так что от рака индейцы тоже страдали (было ли это св€зано с курением Ц иной вопрос), а дети с т€желыми врожденными патологи€ми попросту умирали в младенчестве (как, впрочем, и в ≈вропе до относительно недавнего времени).

√лавное же различие состоит в том, что курение Ђтрубки мираї было не ежедневным развлечением между делом, а религиозным ритуалом. Ђ≈сли бы все курильщики молились, когда кур€т, мы жили бы в совершенно другом миреї, Ц с горечью заметил один современный индеец, ведь у предков этого человека курение было именно сопровождением молитвы. ¬ообще, огонь и тесно св€занный с ним дым очень часто сопровождают религиозные ритуалы Ц даже христиане зажигают свечки и лампады перед иконами. ƒл€ €зычников сжигание жертвенной пищи означало ее переход в другую форму существовани€, в которой ее могли потребить боги, как им казалось.  роме того, дым от сжигани€ некоторых растений способен привести человека в измененное состо€ние сознани€, в котором он Ц как считали древние люди Ц может общатьс€ с духами и богами. ќчевидно, именно в этом направлении нужно искать корни ритуала Ђтрубки мираї, даже если в эпоху, когда этот ритуал зафиксировали европейцы, об измененном состо€нии сознани€ речь уже не шлаЕ впрочем, все мы не раз имели возможность наблюдать, что посто€нное курение табака приводит не только к измененному состо€нию сознани€, но и к глубокой деформации личностиЕ попробуйте объ€снить соседу-курильщику, почему нельз€ курить в лифте, которым пользуютс€ в том числе и дети Ц сразу поймете, о чем речь!

“ак или иначе, раскуривание трубки сопровождало либо религиозные обр€ды, либо заключение каких-то соглашений Ц политических или торговых (по-видимому, таким способом индейцы призывали своих богов засвидетельствовать свои соглашени€). ќтношение к св€щенному предмету Ц Ђсредству св€зиї с богами Ц было соответствующим: можно было прекратить сражение, вынес€ трубку мира на поле бо€, а во врем€ путешестви€ она могла служить своего рода Ђохранной грамотойї, причем представители одного племени не трогали человека, предъ€вившего трубку другого племени, даже если они враждовали.

„то же касаетс€ вреда здоровью от табака Ц там где курили именно егоЕ представьте себе, что в современном обществе курили бы только президенты, министры и прочие официальные лица во врем€ переговоров Ц сто€ла бы у нас так остро проблема курени€? ¬р€д ли. —оветы вождей, на которых раскуривали трубку мира, происходили нечасто, и при этом не было р€дом детей и беременных женщин Ц так что вред был сведен к минимуму. —тоит ли нам перенимать этот обычай в таком виде? “оже спорный вопрос. ” наших предков были свои обычаи Ц в частности, скрепл€ть договор совместной трапезой.


mas
ћарк Ѕлау

Ќу, курили индейцы не только трубку мира. ќбычно палили листь€ табака пр€мо в вигваме и этим дышали все вместе. √рупповой эффект тоже играл свою роль в "прибалдении"

pro
—емен ÷ыгановский

»з долины “авазэнта,
»з долины ¬айоминга,
»з лесистой “оскалузы,
ќт —калистых √ор далеких,
ќт озер —траны ѕолночной
¬се народы увидали
ќтдаленный дым ѕокваны,
ƒым призывный “рубки ћира

 расивую псевдоиндейскую поэму сочинил √.Ћонгфелло, и красивыми стихами перевел ее на русский €зык ».Ѕунин!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+