Обычно люди, не очень хорошо знающие историю (или авторы публикаций, рассчитанных на таких людей) представляют эмансипацию женщин примерно так: было время, когда мужчины зарабатывали, а женщины занимались исключительно домашним хозяйством и воспитанием детей, и все тогда было замечательно. Но вот пришли какие-то сумасшедшие феминистки, которые решили, что женщины ничем не должны отличаться от мужчин, да еще проклятые коммунисты захотели получить больше «рабочих единиц» и разрушить традиционную семью, чтобы в детских садах вернее болванивать детей своей пропагандой – да и заставили женщин работать, предварительно внушив им, что быть домохозяйкой – это плохо.
Сказать, что эта картина далека от реальности – значит, ничего не сказать. Никто никогда не запрещал женщинам работать и зарабатывать – прядильщицами, ткачихами, нянями, сестрами милосердия и еще много кем, да и не у всякой женщины была возможность «сидеть дома и растить детей» и больше ничем не заниматься. Но многие пути для женщин были закрыты. Например, в 1910 году Марию Кюри – уже Нобелевского лауреата! – не приняли во Французскую академию наук только потому, что она была женщиной. Нашей великой соотечественнице Софье Ковалевской пришлось заключить фиктивный брак, чтобы учиться: в Российской империи женщин в высшие учебные заведения не брали, выехать за границу женщина могла только с разрешения отца или мужа, а отец разрешения не давал…
Еще в середине ХХ века во многих странах (в тех же США) считалось нормальным, что за одну и ту же работу на одной и той же должности, с таким же образованием и прочими равными условиями женщина получает меньшую зарплату, чем мужчина – просто потому, что она женщина (правда, в некоторых случаях это даже давало преимущество: решая, кого из подчиненных повысить, босс мог отдать предпочтение женщине, чтобы сэкономить – но согласились бы вы на такое преимущество?) И, наконец, до конца XIX века ни в одной стране мира у женщин не было избирательного права – ни активного, ни пассивного, т.е. они не могли не только становиться депутатами или президентами, но и голосовать на выборах. Это значит, что ни один человек в правительстве не знал, чем живут женщины, какие у них проблемы и в чем они нуждаются.
Вот против чего боролись Клара Цеткин, Роза Люксембург и их последователи – а вовсе не за женские брюки и короткие стрижки (это скорее «побочный эффект» эмансипации). Добились ли они своего?
Пожалуй, да. В большинстве стран мира женщины имеют право избираться во властные органы и голосовать на выборах. Сегодня уже нельзя (по крайней мере, формально) отказать женщине в приеме на работу или назначить меньшую зарплату из-за половой принадлежности (правда, в объявлениях о приеме на работу часто пишут, что требуются мужчины – но столь же часто требуются именно женщины). Дочь покойного имеет такие же права на наследство, как и сын. Совершеннолетняя девушка не обязана спрашивать согласия отца на вступление в брак, а женщина может выехать за границу, не спрашивая согласия мужа. Юноши и девушки на одинаковых основаниях поступают в учебные заведения. Но значит ли это, что мы полностью изжили дискриминацию?
Никогда не забуду изречение представителя мэрии на встрече с учителями – это было время, когда педагогам месяцами не выдавали зарплату, и этот господин – видя, что перед ним в основном дамы – заявил: «А зачем вам зарплата – вас мужья должны содержать!» Так и хотелось спросить: «Кому из нас вы делаете предложение?» Многие женщины-водители жалуются, что водители-мужчины постоянно пытаются подрезать и обогнать их – словом, ведут себя на дороге по-хамски по отношению к женщинам… как будто и не было многолетней борьбы за права!
Впрочем, у эмансипации есть и обратная сторона, которую во всей «красе» можно наблюдать на Западе. Там феминистки в пылу борьбы объявили дискриминацией все то, что призвано было выражать почтение к женщине – «живой богине», и теперь в странах Запада могут затаскать по судам мужчину, уступившего женщине место…
Хотелось бы сказать, что у нас не так, что мы сумели найти «золотую середину», но… И у нас эмансипация зашла слишком далеко. И у нас не считается зазорным закурить или непристойно выругаться в присутствии дамы, а некоторые представители сильного пола искренне не понимают, почему они должны в метро уступать место беременным женщинам – «Ведь я тоже устал на работе!» Так будет ли когда-нибудь найдено разумное равновесие между эмансипацией и почтением?