Много позже, когда мы научились распознавать качество товаров, наши бывшие комсомольские функционеры уже заняли места, в дорогих уютных офисах, имея солидные счета в европейских банках. Девственный социалистический рынок с зашкаливающей по тем временам нормой прибыли, принёс перестроечным ловчилам фантастический первоначальный капитал. Между тем присоединение к чьей-то славе, успеху, использование известного имени за определенную плату, в практике предпринимательства, носит вполне законный и юридически обоснованный характер.
Франчайзингом называют - предоставление комплекса льгот, благ, от использования бренда, бизнес-модели, товарных знаков, лицензии, рекламы известными производителями, оформленными договором в соответствии с законами об охране интеллектуальной собственности за определенную плату. Все эти льготы называются франшизой, а того, кто их предлагает, называют франчайзером. Для того, чтобы товар был легко узнаваем и пользовался спросом у потребителей нужно вложить немалые средства в маркетинговые и рекламные мероприятия. Чтобы заработать свое имя на рынке, при нарастающей конкуренции, потребуется, кроме этого, и немалое время. А что если взять это имя «напрокат»?
Сколько стоит франшиза, каковы размеры затрат для организации бизнеса? Рынок франшизы многообразен, здесь нет фиксированных цен. Они складываются из индивидуальных условий, региональных возможностей и сроков окупаемости. Например, холдинг «Домо», занимающийся продажей электробытовой техники для домашнего пользования, предлагает франчайзи. После подписания договора, необходимо оплатить паушальный (единовременный) взнос в размере 25 000 долларов. Но это не все, потребуется ещё 60 000 долларов на реконструкцию помещения в соответствии с корпоративными стандартами франчайзера и до 140 000 долларов для приобретения товаров, подготовленных холдингом. Срок возвращения инвестиций 1,5 года. Таким образом, предстоит настроиться на расходы в размере 250-300 тыс. долларов.
Насколько это выгодно?
- франшиза даёт возможность получить готовый, уже раскрученный бренд, снимающий необходимость затрат на узнаваемость товара,
- владелец франшизы хорошо информирован о том, насколько раскручен этот бренд в регионе, поэтому с первых дней он получает возможность получать прибыль с нуля, избегая неизбежные риски при открытии собственного бизнеса,
- отпадает необходимость тратить средства и усилия на разработку дизайна собственного дела,
- некоторые франчайзеры продают документацию на производство, технологии и оборудование, включая его стоимость в паушальный взнос,
- рекламная поддержка на федеральных каналах и СМИ, таким образом заботы о рекламе снимаются,
- при приобретении готовой бизнес-модели отпадает необходимость подготовки документов и обращения за кредитами, если эти условия прописаны в коммерческой концессии,
- франчайзер гарантирует квалифицированную поддержку, содействие и консультативное сопровождение совместного бизнеса,
- несомненное преимущество, предоставляемое франшизой эксклюзивное право на ведение бизнеса в регионе, что исключает возникновение конкуренции,
- бесплатное обучение персонала; курсы, семинары, тренинги обмен опытом.
Но, не все так прекрасно. У франшизы есть и свои недостатки:
- во-первых, за право обладания готовым бизнесом придется выложить немалые деньги,
- во-вторых, договор франшизы предусматривает жесткие условия и правила, несоблюдение которых беспощадно наказывается штрафами, вплоть до лишения права на франшизу,
- в-третьих, условия договора составляют юридические отделы франчайзера, нацеленные на выгодные условия для компании, поэтому необходимо тщательно анализировать эти юридические тонкости, привлекая опытных юристов,
- в-четвёртых, франчайзер накладывает определенные ограничения на развитие бизнеса.
- запрещается вводить новые услуги, внедрять собственные разработки и идеи, закупать сырьё и материалы у сторонних поставщиков даже по выгодным ценам, что значительно сковывает творческие возможности предпринимателя по снижению затрат,
- не исключается риск банкротства и передачи дела другим собственникам.
Тем не менее, этот вид бизнеса в нашей стране чрезвычайно популярен, особенно для тех, кто только вступает в рискованный, но манящий и многообещающий мир бизнеса. Почти четверть всех франчайзинговых отношений в РФ приходиться на компании с мировым именем, что уже принесло нашей экономике более 650 млн.$ инвестиций.