icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Анастасия Самохина
Окружающий мир

Катастрофа в Улу - Теляк. Самая страшная трагедия России - как это было?

  • 12114
  • 4

Катастрофа в Улу - Теляк. Самая страшная трагедия России - как это было?

4
4 июня 1989 года в Башкирии произошла самая крупная и самая страшная железнодорожная трагедия – под Улу – Теляком в Иглинском районе моей родины произошёл взрыв двух пассажирских поездов, которые следовали по маршрутам «Адлер – Новосибирск» и «Новосибирск – Адлер». Эта трагедия унесла жизни пятисот семидесяти пяти человек, среди них – сто восемьдесят один ребёнок. Шестьсот двадцать три человека навсегда остались инвалидами. Так как же произошла эта трагедия, и кто же в ней был виноват?

Через Башкирию проходит трубопровод «Западная Сибирь—Урал—Поволжье». По этому трубопроводу шёл лёгкий углеводород. И именно на этом трубопроводе в одной из труб образовалась довольно большая – почти два метра – щель. Из этой щели стал выходить газ, который постепенно скапливался в низине. Казалось бы, как этот газ мог привести к взрыву двух поездов, которые следовали по Транссибирской магистрали, расположенной в девяти километрах от трубопровода.

Всё дело в том, что обнаруживший утечку газа персонал не стал искать причину того, почему давление газа в трубопроводе вдруг упало, а наоборот, они увеличили подачу газа для того, чтобы выровнять давление. Из щели, которая теперь достигла размера почти три метра, газ, а это был бутан и пропан, стал выходить ещё быстрее, и очень скоро в ближайшей низине образовалось озеро легковоспламеняющегося газа. Хватило бы одной искры для того, чтобы произошёл взрыв. И эта искра не заставила себя долго ждать…

В поезде «Адлер – Новосибирск» было 18 вагонов, в поезде «Новосибирск – Адлер» - 20. Общее число пассажиров – 1284, из них 383 ребёнка. Однако, сколько на самом деле в поезде было детей не знает никто, ведь детям до пяти лет билеты не выдавались. 4 июня 1989 года в один час пятнадцать минут ночи прогремел мощный взрыв. По некоторым данным взрыв произошел от искры, которая вылетела из токоприёмника одного из локомотивов, по другой – кто – то выбросил в окно тамбура окурок, по третьей – поезда просто поприветствовали друг друга звуковым сигналом…

Ударной волной с железнодорожных путей было сброшено 11 вагонов, семь из них сгорели полностью, от них ничего не осталось, а оставшиеся вагоны полностью выгорели внутри, от них остался только железный остов. В одном из вагонов находилась челябинская хоккейная команда «Трактор». Эта юношеская команда только начинала своё восхождение к вершине Олимпа. В последних матчах талантливые молодые парни завоёвывали только золото, и тренер решил наградить ребят заслуженным отдыхом – поездкой в Адлер. Но эти десять молодых парней даже не успели проехать свою родную Челябинскую область…

Мощность взрыва двух поездов под Улу – Теляком сравнима с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме. Взрывной волной выбило все стёкла в городе Аша, который находится в десяти километрах от места трагедии, а пламя было видно за сто километров.

По словам очевидцев, которые практически сразу после взрыва прибыли на место трагедии, вокруг было просто месиво из человеческих тел. Когда спасатели пытались выносить людей на безопасное место, у них в руках оставалась их сгоревшая кожа. Многие люди горели заживо, и им ничем нельзя было уже помочь. У многих пострадавших было обожжено 70 – 80 % тела. Таких людей довозили до ближайших больниц, и они умирали там, а вот тех, у кого было сожжено всё тело, оставляли на месте. По законам медицинской сортировки они не были транспортабельными и помощь, самую минимальную, им оказывали на месте. Больше старались помогать тем, у кого есть реальные шансы на жизнь. Оторванные руки, ноги, головы, окровавленные сожжённые тела, вспоротые животы, и детские игрушки… На всё это было невероятно страшно смотреть.

Первую помощь людям оказывали жители близлежащих сёл. Раненых они вывозили на тракторах, телегах, автобусах. На самой простой поселковой технике. Специализированная помощь пришла через два часа. К одиннадцати утра на месте трагедии не осталось ни одного пострадавшего – всех их развезли по больницам. А потом стали разгребать трупы. Каждый спасатель, который остался на пепелище и помогал в этом нелёгком деле, получил по стакану водки, потому что иначе просто было никак.

Трупы не помещались в уфимском морге и их сложили в рефрижераторы, а на улице было тридцать градусов жары, и через несколько часов запах от рефрижераторов стоял просто невыносимый. Добровольцы взялись за сортировку этих погибших людей, раскладывали их по полкам, вешали бирки. Это был ещё один ад.

В 1992 году на месте аварии был сооружён восьмиметровый мемориал, у которого ежегодно проводится день памяти всех погибших в этой страшной трагедии. Вечная им память.

tra
Виктор Козик

Настя! Я участвовал в спасении этих людей, у меня и сейчас на душе не заживающая рана. Никогда не поверил бы, что такое может произойти на моей Родине, -Улу-Теляк. Я просто плачу и молюсь за души ...

tra
павел чернов

Мой Папа тоже там был и тоже спасал людей если что то даст Чернов Игорь

tra
Михаил Бычковский

Мой отец там тоже был. Этот кошмар не отпускает до сих пор. Извините, но этот запах...это была трагедия и не знаю почему о ней нет в интернете. Только у нас. Зарегистрировался, только чтобы сказать это

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+