icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Стояние Зои: чудо или миф?

  • 5578
  • 5

Стояние Зои: чудо или миф?

Ч
Человеку всегда хочется чуда. Причём недостаточно тех чудес, что происходили где-то и когда-то – желательно, чтобы здесь и сейчас или хотя бы в обозримом прошлом. Потому-то и рождаются т.н. «городские легенды», и одна из них – самарская легенда, известная как «стояние Зои».

История, которую многие считают чудом, произошла не в незапамятные времена, а не так давно – в канун нового, 1956 года – в Самаре, именовавшейся тогда Куйбышевым, в доме №84 по улице Чкалова. Жила там вместе с матерью девушка по имени Зоя Карнаухова. 31 декабря она пригласила друзей встречать Новый год – правда, верующая мать была против веселья во время Рождественского поста, но когда же молодежь слушается родителей! Молодёжь веселилась, начались танцы, а Зое танцевать было не с кем. Её жених Николай почему-то не пришёл. Тогда девушка сказала: «Раз моего Николая нет – буду танцевать со святым Николаем», схватила икону и принялась вальсировать. Снова благочестивая мать предостерегла её от святотатства, но дочь только рассмеялась: «Если Бог есть – пусть Он меня накажет!» Тут же раздался страшный шум, сверкнула молния, и Зоя застыла с иконой в руках, словно обратившись в камень. Ни сдвинуть с места, ни оторвать от пола её не удавалось. Даже инструменты ломались. По некоторым рассказам, из половиц брызгала кровь. Врачи «Скорой помощи» констатировали, что девушка жива. У неё бьётся сердце, но не смогли даже сделать ей укол: иголки ломались, как о камень, а вытащить иноку у неё из рук смог только священник Дмитрий Тяпочкин (будущий архимандрит Серафим) после совершения молебна.

Так она и простояла 4 месяца, до самой Пасхи. В ночь на Пасху Зоя начала кричать: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!», потом она вернулась к нормальному состоянию. На вопрос, как она жила всё это время, девушка ответила, что её кормили голуби. Относительно дальнейшей судьбы Зои версии расходятся: то ли она через несколько дней умерла, то ли ушла в монастырь, то ли окончила жизнь в психиатрической клинике.

Самарское чудо до сих пор продолжает будоражить умы: в город и по сей день приезжают желающие посетить тот самый дом, на той улице установлена скульптура святого Николая Чудотворца, а в 2009 году режиссёр А.Прошкин создал фильм «Чудо» по мотивам этой легенды… но есть ли у неё реальное основание? Могло ли что-то подобное быть в действительности?

Для начала зададимся вопросом: а что такое чудо вообще? Если оставить в стороне эмоционально-поэтический подход, с точки зрения которого и восход луны над озером – чудо, то это нечто такое, что выходит за рамки законов природы. Но тут надо оговориться: за рамки законов, известных человеку, так что понятие чуда в определённой степени субъективно. Скажем, для нас воскрешение Лазаря, умершего 4 дня назад – чудо, а для людей Средневековья чудом было бы возвращение к жизни через 4 минуты после остановки сердца, в то время как для нас это повседневная практика врачей-реаниматологов. Наверное, можно представить себе и такой уровень медицины, который позволит реанимировать человека и через несколько дней после смерти – и тогда воскрешение Лазаря не будет казаться нам нарушением законов природы – разумеется, всемогущему Богу для действия в рамках установленных Им законов не нужна была сложная аппаратура. Что же касается чудес, нарушающих законы природы, то Спаситель достаточно ясно выразил своё отношение к ним, когда Диавол предложил Ему броситься в пропасть и удержаться в воздухе. Он назвал это «искушением Господа».

Современному физику такая формулировка понятна: гравитация – не игрушка, стоит её уменьшить – и весь материальный мир распадётся на элементарные частицы… и даже если говорить о воскрешении мёртвых: кого воскрешал Спаситель? Дочь Иаира – совсем ещё девочка, сын вдовы – молодой парень, Лазарь тоже был далеко не стар – судя по тому, что прожил потом 30 лет, и ни разу Евангелие не сообщает о воскрешении человека, умершего в силу естественных причин в глубокой старости… Иными словами, мы видим, что Бог, творя чудеса, не нарушает установленных Им законов природы (может или нет – иной вопрос, но не делает этого, потому что это могло бы разрушить мир).

Может ли, в соответствии с естественными законами, тело окаменеть? Да, может – изучают же палеонтологи окаменевших трилобитов и других древних животных! Но, во-первых, на это нужны миллионы лет. Во-вторых, тело должно быть погребено под илом, глиной или песком. В-третьих, это уже будет не тело, а камень, принявший его форму, все органические вещества разрушатся и будут заменены минеральными, и никакой жизнедеятельности уже не будет, тем более – нельзя снова превратить окаменелость в живое существо. Так что представить нечто такое применительно к Зое было бы совсем уж нереально. Поэтому П.Гросс, автор множества книг по эзотерике, предлагает другое объяснение.

Гросс предлагает вспомнить, как снижается подвижность суставов при отложении солей: если такое же «отложение» произойдёт в клетках кожи и мышц, человек окаменеет. У человека, хоть немного знакомого с медициной, такое объяснение вызовет лишь улыбку: то, что в народе называют «отложением солей», в действительности является остеофитами – патологическими наростами на костной ткани, которые, конечно, не могут появиться в коже или мышцах. Наконец, были попытки объяснить этот случай некой формой столбняка. Это вообще не выдерживает никакой критики: при столбняке мышцы в судорогах не твердеют настолько, чтобы о них сломались иглы, и конечно, такой больной не может прожить 4 месяца без воды и пищи.

Впрочем, с точки зрения христианина главный вопрос в этой истории даже не «каким образом?», а «почему?». В советское время кощунственных поступков было предостаточно: разрушение храмов, использование их под склады, изъятие и уничтожение икон и т.п., и всё это делалось по распоряжению власть имущих, с которых спрос всегда повышенный – на этом фоне полупьяная выходка не обременённой интеллектом девчонки явно не выглядит поступком, который надо так сурово и показательно карать…

Большинство публикаций о «стоянии Зои» поражают своей очаровательной логикой. Имя Зои Карнауховой появилось в прессе лишь спустя 4 месяца после предполагаемых событий? Значит, раньше его скрывали! В архивных документах вообще не значится никакой Зои Карнауховой, проживавшей по этому адресу? Значит, КГБ заметал следы! Отец Серафим (Тяпочкин) отказывался говорить на эту тему? Значит, он точно что-то знал! При этом как-то сбрасывается со счетов даже то, что о.Серафим (в то время – о.Дмитрий) с 1955 по 1960 служил священником в селе, расположенном в Запорожской области, и вряд ли мог находиться в Куйбышеве в 1956 году.

Впрочем, занимались этой историей и более адекватные люди, которые предпочитали показания незаинтересованных свидетелей – так поступили, в частности, корреспонденты газеты «Московский комсомолец». Человек, проживающий ныне в 84-м доме по улице Чкалова в Самаре, переехал туда уже в 90-е годы и ничего определённого сказать не смог, лишь посетовал на досаждающих ему «паломников», жаждущих поцеловать «те самые» половицы. А вот беседа журналиста с соседкой, помнившей те события, оказалась более продуктивной. Сама она была в то время ребёнком, но знала о тех событиях со слов матери, не верить которой оснований не имела. В изложении соседки история выглядела следующим образом.

Никакой Зои Карнауховой в упомянутом доме не было. Жила там некая Клавдия Болонкина, которая, несмотря на наличие в доме икон, отличалась не столько благочестием, сколько пристрастием к выпивке. Дочери у неё не было, зато был сын-вор. Именно он затеял шумную вечеринку по случаю своего возвращения из мест не столь отдалённых. Были среди гостей и девушки, и одна из них действительно принялась танцевать с иконой. Окна занавешены не были, происходящее в доме было отлично видно с улицы, и проходившая мимо женщина воскликнула: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!»

Болонкина восприняла проклятие как удачную «бизнес-идею»: принялась распускать слухи о случившемся у неё в доме «чуде» и предлагала всем желающим взглянуть на окаменевшую девушку – за умеренную плату, разумеется, всего за 10 рублей (напомним, в те времена за 2 рубля можно было получить обед в столовой). Скоро у её дома уже стояла толпа. Люди, выходившие из дома, уверяли, что никакое «каменной девушки» там нет, но им никто не верил, полагая, что они боятся говорить правду.

Между тем, слухи о «каменной девке» расползались по городу, толпа на улице Чкалова становилась всё больше. Соседи уже стали опасаться за безопасность своих домов, поскольку появились желающие «сжечь дьявольское место». Пришлось вмешаться милиции, что ещё больше убедило многих в реальности «чуда»: раз не пускают – значит, есть, что скрывать! И такой ажиотаж продолжался ещё несколько дней. Дабы успокоить взбудораженное население города, в конце января в местной газете «Волжская коммуна» был опубликован фельетон на эту тему под названием «Дикий случай» – и это ещё больше разрекламировало чудо.

Удалось журналистам выяснить и то, откуда взялись имя и фамилия «каменной девки». Зоя Карнаухова действительно существовала. Так звали женщину, которая была настолько потрясена слухами о чуде, что это пагубно повлияло на её психику (а может, она изначально была не совсем здорова), и она идентифицировала себя с героиней истории. Знакомые посмеивались над ней и прозвали «каменной Зоей», а впоследствии сначала устная традиция, а затем и пресса отождествила Зою с окаменевшей девушкой.

Вот такое простое и далеко не романтичное объяснение. Способно ли оно разочаровать христианина? Нет, неспособно, поскольку христиане гораздо лучшего мнения о Боге, чем представляется многим. Дешёвые демонстрации силы нужны людям, страдающим комплексом неполноценности, а не всемогущему Богу, сотворившему Вселенную! И остаётся только устыдиться за единоверцев, до сих пор повторяющих эту нелепую выдумку.

mas
Марк Блау

Есть похабная лагерная зэковская песенка, в которой рифмуется "Зоя" и "стоя". Совпадение?

pro
Надежда  Маслова

В религиозной литературе описывается такое чудо. Я когда то давно читала, но подробностей не помню .+++

spe
Елена  Затуранова

Впервые об этом слышу, но ведь на пустом месте легенды не рождаются? Почему-то все же хочется верить в подобные вещи. Прости Господи, но сейчас многих нужно было бы "закоменеть" таким образом и скольких ужасов и неприятностей можно было бы избежать. Елена, в очередной раз восхищаюсь Вашей манерой письма. И религия, и наука, и оптимистично-реалистичная трактовка событий. +++

deb
Наталья Реутова

я такой истории не знала, интересно было прочитать, если это выдумка - надо же такое сочинить... +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+