Церковный календарь оставшуюся неделю до Великого Поста называет Сырной. Поскольку предполагается полное воздержание от мяса, но не от рыбы, молочных продуктов и масла. Отсюда и второе название сей седмицы – Масленая или, проще – Масленица. В течение этой недели следует творить только благие дела и по-доброму общаться с родными, ближними и просто знакомыми.
День начала Масленицы зависит от срока начала Великого Поста. Праздник этот – Сырная седмица – был любим россиянами на протяжении многих веков. Ведь ежели, скажем, Рождество есть праздник семейный и достаточно спокойный, Святки, что следуют за Рождеством, наполнены мистикой и гаданиями, то Масленица сияет блинами, символизирующими солнце, веселием, удалью и русским разгулом «без тормозов».
Масленица праздновалась во всех русских городах и весях без исключения и являлась наилюбимейшим праздником русского человека. Особым масштабом разгула в эти дни отличались губернские города, которые ныне являются центрами областей и республик – Москва, Петербург, Казань, Екатеринбург, Саратов, Нижний Новгород. Как писал около полутораста лет тому назад один анонимный поэт в стихе «Масляничная мелодия»:
Вдоль улиц ли брожу я грязных,
Вхожу ль в шикарный ресторан,
Сижу ли я в вертепах разных,
Я вижу пьющих россиян…
Алкать горячительные напитки в Сырную седмицу было как бы непременным условием данного праздника.
Пили в день встречи Масленицы – в понедельник, приплясывая вокруг шеста с чучелом из соломы и напевая:
– А мы Масленицу встречали, на горушке побывали…
Пили все остатние дни вплоть до Прощеного воскресенья.
Пили в само Прощеное воскресение, опять-таки приплясывая перед горящим чучелом из соломы или обложенной подожженным хворостом и щепками ледяной горой, которая таяла на глазах. А потом просили прощения друг у друга, вытирая пьяные слезы, и смачно целовались в уста. Словом, пили всю Сырную неделю.
Улицы городов были наполнены гуляющей публикой, по большей части веселой и нетрезвой. По прошпектам денно и нощно носились, с гиканьем, свистом и пением цыган, тройки с загулявшими купчиками, а трактиры, ресторации и кабаки не вмещали всех желающих «отдохнуть и расслабиться».
Парки и публичные сады были иллюминированы до неузнаваемости, высвечивая котиковые ермолки, бобровые воротники и искорки на дамских шапочках, сшитых из собольих пупков.
Торговые площади и скверы были уставлены каруселями и горками, и то тут, то там раздавались голоса зазывал, приглашающих на представления в балаганы. Балаганы пользовались повышенным спросом публики во вторник Сырной (Масленой) недели, зовущийся в народе «заигрышем». «Чистая» публика в этот вторник посещала театральные представления и делала визиты, а в зданиях Дворянский Собраний или губернаторских резиденциях устраивались балы. О, какое превеликое количество ног и ножек ступало в этот день по малиновым коврам парадных лестниц. Зеркала в человеческий рост то и дело отражали фрачных мужчин, чиновников в вицмундирах, офицеров в аксельбантах и золотых погонах и декольтированных дам в накинутых на плечи манто.
Танцевали кадриль и мазурку. Кавалеры припадали на колени, дамы отводили томные взоры, а с хоров их лорнетировали престарелые матроны, вздыхая и вспоминая былое…
Всю Сырную неделю полагалось ходить в гости, и обязательным угощением являлись блины. Лакомиться и объедаться ими было «положено» в среду, которая так и называлась «лакомкой». Потчевали блинами с медом, икрой, сметаной. Запивались блины сладкой водочкой и вином.
Вышеозначенные напитки досыта потреблялись в четверг, потому и зовущийся «разгулом». Это была кульминация Масленицы. Помимо праздника живота этот день был и торжеством духа, означенный проведением кулачных боев на застывших озерах и реках. Сия забава тоже пришла из времен языческих, и никакими силами не желала уходить во времена христианские.
Зачин боя проводили огольцы.
Затем начинали «махаться» взрослые. Одиночные бои сменялись боем стенка на стенку, в котором запрещалось бить лежачего и закладывать в рукавицы металлические предметы, усиливающие удар. Жаль, что эти правила ушли в прошлое…
Пятница была днем «тещиных вечерок». В этот день откушать блинов семейные мужчины приглашали своих тещ, либо сами приходили «к теще на блины». Вот откуда взялась эта бытующая и поныне поговорка.
Суббота звалась «золовкиными посиделками», когда невесткам надлежало угощать блинами мужниных сестер. В этот день сооружалась на пустынных местах снежная крепость – царство Зимы, которая должна была пасть под ударами весеннего Солнца, что и случалось после «боя». Нападавшие, олицетворяющие войско Солнца, врывались в крепость и разрушали его до основания, а воеводу брали в плен и отогревали, естественно, блинами и водочкой. В Прощеное воскресение же, завершающее Сырную седмицу, люди, прощаясь с Зимой, сжигали ее чучело и с закатом солнца ходили по домам, прося смиренно прощение у хозяев, целуясь с ними и угощаясь блинами.
Славный это был праздник – Масленица!