Появление подкастинга и его популярность непосредственно связаны с компанией Apple и одним из её продуктов - портативным плеером iPod'ом. В самом слове подкаст уже содержится намёк на это, так как оно было образовано путём сложения частей двух английских слов: iPod+broadcasting (вещание, трансляция, широковещание). Однако подкастинг уже вышел далеко за рамки простого вещания и стал целым явлением, которое привлекает в свои ряды всё большее число поклонников. Попробуем разобраться, что же такое подкаст/подкастинг?
Немного терминологии
В более узком понимании слова подкаст - это аудиофайл, размещённый на сайте. Однако подкастом называют и целую серию аудиофайлов, на которую можно подписаться. Из-за этого очень часто возникает путаница, так как вполне логично тогда называть все размещённые в сети аудиофайлы подкастами. Но это в корне неправильно, потому что в данном случае не соблюдается ряд условий.
Подкаст имеет два отличительных свойства:
- во-первых, он должен соответствовать выбранной тематике;
- во-вторых, он должен выходить с заявленной периодичностью.
Интернет-пользователей, которые создают подкасты, называют подкастерами.
Веб-ресурсы, на которые подкастер может загрузить подкаст и периодически добавлять новые аудиофайлы, называют подкаст-терминалами.
В начале был iPod
Развитие подкастинга, как уже было отмечено выше, началось с яблочного плеера iPod. А для того чтобы файлы было удобнее скачивать в это устройство и закачивать свои подкасты, которые распространяются бесплатно, Apple разработала специальную программу iTunes.
Сегодня не обязательно покупать айпод, чтобы слушать подкасты. Программу можно установить на смартфон, планшет и даже на компьютер. Она позволяет не только подписываться на подкасты, которые вам интересны, но и систематизировать аудиофайлы, уже скачанные на компьютер.
К тому же iTunes можно использовать не только на iOS- и Mac-устройствах. Есть версия программы и для Windows.
Виды подкастов
Если вы решитесь на ответственный шаг и захотите создать и вести свой подкаст, то у вас есть несколько вариантов.
Самым сложным из них является самостоятельное создание подкастов в одиночку. Популярных подкастеров, выбравших этот путь, единицы, потому что очень сложно быть интересным для своей аудитории и не наскучить ей со временем.
Вторая разновидность подкастов - интервью. Его суть понятна без долгих объяснений: подкастер приглашает к себе "в гости" интересного человека, эксперта, специалиста, которому задаёт вопросы.
Третий вид подкастов - ток-шоу. Этот формат предполагает приглашение не одного гостя, а сразу нескольких.
Куда закачивать и где подписываться на подкасты?
На сегодняшний день есть несколько площадок, на которые можно закачивать свои подкасты, а также подписываться на заинтересовавшие аудио-программы, созданные другими людьми.
Самым старым русскоязычным сервисом является RPOD (Russian Podcasting), основателем которого является Василий Стрельников. На сегодняшний день этот подкаст-терминал очень популярен особенно в молодёжной среде.
Кроме этого, в Рунете есть ещё два подкаст-терминала: PodFM и Podster. Последний появился не так давно. Одним словом, у россиян есть неплохой выбор.
Что выбираем: подкастинг или радио?
По сути подкастинг во много напоминает радиовещание. Представьте себе, вы едете в автомобиле и вместо того, чтобы слушать радио, включаете собственноручно составленную подборку познавательно-развлекательных подкастов. То есть у вас есть возможность выбирать, какую программу послушать, а не внимать всему подряд.