Самарканд, вечный, как сама жизнь, был в это время настоящим центром притяжения для ученых всего Востока. Здесь, в тишине медресе, при тусклом свете масляной лампады создавали свои научные труды сотни безвестных и самых знаменитых людей. В огромной обсерватории составляли звездные таблицы, решали сложнейшие задачи по математике, писали лечебники.
Среди самых именитых «светлых» голов выделяется математик и мудрец шейх Омар Хайям. Ученый, но пишет удивительно мудрые рубаи. Истинно верующий, а восхваляет земные блага и, о ужас, воспевает вино. Зачем? Так смел и отважен? Презрел веру и заветы предков? Так почему не наказан?
Омар Хайям никогда не боролся с режимом и религией. Он не революционер. Он настоящее дитя своего времени, но мудрое дитя, щедро одаренное способностью видеть сквозь завесу времени.
Его полное имя – Гиясаддун Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям Нишапури. Последнее слов в имени – этот название города, откуда он родом.
Он получил прекрасное для того времени образование в лучших учебных заведениях. Медресе Нишапура, Балха и Самарканда гордились его обширными знаниями и достижениями в математике и астрономии.
А если учесть, что научные трактаты в то время писали стихами, то рифмовать он умел не хуже своих ученых собратьев. Однако время поглотило многие его работы, а вот стихи остались. Их и сегодня знают наизусть, цитируют. Они переведены на многие языки мира.
Омар Хайям не поэт в общепринятом смысле этого слова. Поэзия для него, скорее, отдохновение, способ общения с самим собой, с друзьями, с миром. И еще это его протест против мира ханжества, в котором он вынужден жить.
Богословы в один голос твердили, что если человек живет на земле тяжело и трудно, то потом, на небесах, он получит все. Сады рая примут его, красивые гурии станут его женами, и он никогда и ни в чем больше не будет нуждаться. Просто нужно потерпеть или лучше перетерпеть.
Но сами священнослужители и власть имущие жили в роскоши, бедствовал только простой люд. Это сначала приводило в смятение, потом возмущало. Протест вылился в стихи. В них лирический герой проводит время с прекрасной, но земной женщиной, он пьет вино и богохульствует.
Отчаянно смелый поступок! Стихи читают, их заучивают наизусть, их мудростью восторгаются. Такое не прощается. Омар Хайям слишком близок к наместнику Хорасана. И растущая популярность его совсем не научных трудов беспокоит власти. Опала неминуема. Хайям запирается в Нишапуре. Полного уединения не получилось. Он преподавал, ученики старались не отходить от него, боясь проронить хоть слово из уст Мудрейшего.
Друзей у него не было. Он вел жизнь аскета: спал на циновке, пил воду, ел хлеб и фрукты. Но одиночества Хайям не ощущал, ведь он писал стихи.
О чем мечтал Омар Хайям? Служению какому делу он посвятил свою жизнь? Поэт и философ, ученый и астроном, он мечтал о переустройстве мира и сделал для этого немало.
Трактат «О доказательствах задач алгебры и мукабалы» был третьим по счету, два первых не сохранились. «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», «О всеобщности бытия», работы по физике и астрономии, участие в составлении календаря – вот неполный перечень его научных работ.
Главной своей задачей Хайям считал освобождение человека от религиозных заблуждений. Если человек несвободен, он не может быть счастливым. В мире нет ничего вечного, все приходит и уходит. Не сохранить молодость. Исчезает красота. Безвозвратно уходит любовь.
Жизнь, этот бесценный дар, проходит, как одно мгновение, но успевает наполнить душу человека болью и разочарованием. Так стоит ли жить?
Да, стоит! И еще раз – стоит! Познание законов мироздания, восторг от понимания своей сопричастности к великим открытиям, любовь во всех ее проявлениях – вот ради чего стоит жить.
И хотя многие стихи Омара Хайяма звучат пессимистически, говоря о неизбежности смерти, они зовут к жизни. Это парадокс! Но не лукавил мудрый шейх, говоря о сладости земной жизни. Он просто любил ее и учил тому же всех. И его знаменитое пожелание:
Ты лучше голодай, чем что попало есть.
И лучше будь один, чем вместе с кем попало, - совершенно не потеряло своей актуальности.