Ответ первый. У анекдотов нет конкретных авторов. Их сочиняет народ.
На самом деле это не совсем так. Сколько Вы лично сочинили анекдотов за последний год? А сколько прослушали и сколько рассказали? То-то же!
Вот и с другими людьми так же, что и с Вами. Народ – не столько сочинитель анекдотов, сколько их слушатель и рассказчик. То есть передатчик. Правда, передатчик не простой, а осуществляющий селекцию и улучшение передаваемой информации. Ведь дурацкий анекдот Вы другу не расскажете. А не смешной анекдот сам вылетит у Вас из памяти. Рассказывая же иной анекдот, Вы его совсем немного измените, чтобы сделать смешнее. Таким образом, слушая и рассказывая анекдоты, мы все исполняем ту же роль, которую в живой природе осуществляет естественный отбор: отбраковываем остроты непригодные к выживанию в наших умах, а те, что пригодны к «жизни», распространяем дальше. Так возникают «народные» анекдоты.
Теперь второй ответ на вопрос о том, кто сочиняет анекдоты, прямо противоположный первому. Анекдоты сочиняли и сочиняют специальные люди в органах госбезопасности (от ЧК до ФСБ включительно). Для чего? Для того чтобы потом ловить на эти анекдоты, как на живца, рассказчиков, да и слушателей тоже. По этому поводу даже анекдот можно припомнить.
Армянское радио спрашивают:
— Кто у Вас там сидит и анекдоты сочиняет?
— Кто сочиняет, тот и сидит.
Другой вариант этого же ответа: анекдоты сочиняют специальные люди в западных спецслужбах для того, чтобы распространять клевету про наше славное царство-государство.
Оба варианта верны, и тоже, скорее всего, отчасти. Имеется ли в службах госбезопасности «спецподразделение» по внедрению в общественное сознание анекдотов, знают только те, кто в этом «спецподразделении» работает. Но они об этом не скажут.
Вполне возможно, что такое подразделение имеется. Не знаю, чем эти веселые ребята занимались во времена Ежова и Берии, но во времена Андропова и Чебрикова их деятельность уже не носила так сказать «наступательного», провокативного, характера. В «застойные» времена, насколько мне известно, за анекдоты не сажали. А вот «оборонительную» задачу анекдоты выполняли вполне успешно. Именно благодаря анекдотам про Брежнева в народном сознании вылепился образ генсека в виде немного беспомощного, но, в общем-то, мирного старичка, который даже словосочетания «социалистические страны» выговорить-то не может, все получаются «сосиски сраные» и который упрямо называет Маргарет Тэтчер Индирой Ганди потому, что в бумажке ему так написали. Грех на такого сердиться!
Приемчик этот срабатывал. Насколько я знаю, даже самые отчаянные сидельцы тех времен лично к Леониду Ильичу никакой ненависти не испытывали. Разве что жалость и презрение.
А за рубежом... По воспоминаниям некоторых славных советских контрразведчиков (а ныне не менее славных российских писателей) сочинением антисоветских анекдотов занимался на специальных собраниях весь творческий коллектив радиостанции «Свобода». Что днем придумают, вечером в эфир подают. Опять же, почему бы и этому не оказаться правдой? Имена в том творческом коллективе были славные: Войнович, Довлатов, Аксенов. Эти смогут, как говорилось в одном из анекдотов про Вовочку.
Тем более, что создание анекдота – работа для писателя, и работа нелегкая. Ведь в анекдоте, во-первых, обязательно должен быть сюжет. А во-вторых, на протяжении одной-двух фраз этот сюжет должен повернуться к слушателю совершенно неожиданной, парадоксальной стороной. Именно эта неожиданность вызывает смех и делает анекдот хорошим. В принципе, из любого классического произведения может получиться анекдот.
Что, не верите? Тогда, навскидку, анекдот по мотивам знаменитого романа Ф.М.Достоевского.
- Что же это Вы, господин Раскольников, за рубль старушку убили?
- Да это как посмотреть, господин следователь. Одна старушка – всего рубль, а десять – уж червонец!
Ну, а анекдоты про Наташу Ростову, Андрея Болконского и поручика Ржевского я рассказывать не буду. Много их. Правда, душка-поручик к героям «Войны и мира», из «Гусарской баллады» подселился, но это неважно.
Хотите попрактиковаться в сочинении анекдотов? Тогда возьмите любое классическое произведение, которое учили в школе, скажем, «Му-му», перескажите его сюжет, найдите в этом сюжете поворотную точку и поверните в этой точке в неожиданную сторону. Если получится, поздравляю. Вы можете стать автором анекдотов. И даже зарабатывать этим деньги. Например, поэт Александр Ипатов много лет ведет в газете «Вечерний Северодвинск» еженедельную страницу юмора. Анекдоты для своей страницы он не берет с Интернет-сайтов, а сочиняет сам. В течение всех этих лет на его полосе всегда были оригинальные анекдоты!
Кстати, тот жанр, в котором Вы попробовали себя, сотворивши анекдот, имеет в литературоведении вполне научное название, «постмодернизм». Один из приемов постмодернизма – игра с общеизвестными сюжетами, их перекройка на новый, пародийный, лад.
Я почти не сомневаюсь, что серьезные люди из серьезных спецслужб занимались анекдотами. Ведь анекдот – это частный случай так называемого «мема», единицы культурной информации, распространяемой в общественном сознании. «Жизнь» мемов изучает специальная наука, меметика. Эта наука упоминалась в статье «Что такое расхожее мнение» от 11.08.2013. Меметика, среди прочего, позволяет управлять идеями, мнениями и даже сплетнями, циркулирующими в обществе. Знание стратегическое, не правда ли?