Мы отходим в сторону и оттуда, сняв с себя всякую ответственность за происходящее, наблюдаем. Будь что будет. Не знаешь, как поступить? Не поступай никак. Отойди и посмотри, что будет. Ведь все равно то, что должно случиться, произойдет, зато без лишних и, как правило, бесполезных хлопот.
Это выражение появилось больше двух тысяч лет назад. История отсылает нас в далекие библейские времена. Великий прокуратор Иудеи Пятый всадник Понтий Пилат предпринял попытку спасти от казни Иисуса Христа. Попытка была плохо аргументирована и потому оказалась неудачной.
Толпа бесновалась и требовала казни человека, посягнувшего на самое святое – их веру. Люди не соглашались с решением прокуратора о помиловании. Тогда Понтий Пилат велел принести кувшин с водой и на глазах у народа, притихшего от неожиданности, медленно вымыл руки.
Толпа молча наблюдала: наместник Цезаря поверг ее в изумление. Пилат, обернувшись, сказал: «Умываю я руки свои, ибо не виноват я в крови праведника сего».
Чем все это кончилось, мы очень хорошо знаем. Но Понтию Пилату все же не удалось снять с себя ответственность. История давно всем его поступкам дала оценку. Без эпитета «жестокий» его имя теперь редко употребляется.
Все интриги, все мотивы, согласуясь с которыми Пилат принял это страшное решение, давно забыты и в расчет не принимаются. В глазах всего христианского мира прокуратор навсегда останется тем человеком, который послал на смерть сына Божьего.
Редко кто-то пытается если не оправдать, то хотя бы сделать попытку объяснить, почему Пилат не пошел против толпы. Михаил Булгаков был одним из тех, кто предпринял такую попытку. В его интерпретации прокуратор – это обычный человек со своими слабостями и страхами.
Больше всего на свете Понтий Пилат боится гнева Цезаря. Ненавидя Ершалаим, он не смеет просить повелителя об отставке или переводе на другое место службы. Крут был император, горяч и скор на расправу. Решений своих никогда не менял. И Понтий Пилат понимал, что легко может оказаться в опале. А это в лучшем случае могло означать забвение, а в худшем – наказание и даже смерть.
Учитывая все это, понимая шаткость своего положения, Пилат принимает сложное, мучительное для себя решение. Казнить Иисуса в угоду толпе, но остаться при этом с чистой совестью. Это они, люди, так решили, а не он. Он умывает руки и, отойдя в сторону, позволяет совершиться несправедливости.
С тех самых пор выражение «умыть руки» стало употребляться в значении «отказываться» от участия в чем-то или устраняться от ответственности.
Почему мы сегодня, как и две тысячи лет назад, умываем руки? Все по той же причине – от бессилия или страха. Видим, что совершатся несправедливость, что творится беззаконие, но молчим. Отстаивать свою точку зрения всегда небезопасно. Можно лишиться работы или, прослыв правдолюбом и правдорубом, не получить повышения. Вступиться за кого-то, пусть даже пострадать из-за этого, но остаться человеком и не нарушить свой собственный моральный кодекс? На это способны только очень сильные духом люди. Увы, не каждому дано.
Вот и молчим. Умоем руки и отойдем в сторону, утешая себя мыслью, что сделал все, что мог. Сожалеем, расстраиваемся, плачем иногда. Но все равно почти всегда находим весомые аргументы для своего оправдания. И этим успокаиваем совесть, если она вдруг начинаем бунтовать и «награждает» нас бессонницей. Успокоим и живем дальше.
Умываю я руки свои, ибо не виноват я в...