Прежде всего, ко всем психологическим тестам, какими бы они ни были, предъявляются одни и те же требования.
Одно из таких требований – это стандартность. Тест должен быть стандартизированным. Стандартизация теста проходит в три этапа. Первый этап – это создание единообразной процедуры, когда учитывается всё (например, кратковременную память нельзя изучать, когда мешают посторонние раздражители), разрабатывается содержание и предъявление инструкции – т.е. как именно испытуемым будут объяснять, что от них требуется, сами тестовые задания, а также то, как влияют на их выполнение ситуационные переменные (например, усталость). На втором этапе разрабатывают, как будут оцениваться результаты, показатели сравниваются с нормой для определённой группы (например, возрастной). И наконец, на третьем этапе определяют нормы выполнения этого теста для людей разного возраста, пола, разных профессий и так далее.
Другая характеристика теста – это его надёжность. Для проверки его одних и тех же испытуемых тестируют дважды с определённым временным интервалом и в одинаковых условиях. Если результаты будут сходными, следовательно, можно говорить о надёжности теста.
Ещё одна важная характеристика – это валидность тестов. Она подразумевает, что тест определяет и измеряет именно то психическое свойство и качество, для определения и измерения которого он создавался. Валидация теста – процедура весьма сложная, требующая времени, испытания далеко не на одной выборке испытуемых, причём параллельно то же самое свойство проверяется посредством иных диагностических методик, уже доказавших свою надёжность и валидность.
Бывает так, что тест надёжен, но не валиден. Это подразумевает, что результаты измерения оказываются достаточно точными, но вот какое именно психическое качество измеряет данный тест – остаётся под вопросом. В таких случаях ставится вопрос о валидации теста.
Впрочем, не все тесты, которые применяют психологи, считаются валидными. Так, например, нельзя назвать таковым тест Леонгарда-Шмишека, что не мешает исследователям, практикующим психологам и педагогам его применять.
Кроме соответствия всем этим общим характеристикам каждый тест принадлежит к какой-то определенной разновидности. Существуют тесты способностей (например, интеллектуальные), тесты навыков и умений (скажем, прохождение лабиринта), восприятия, опросники, есть тесты-мнения, выявляющее отношения к кому-то или чему-то, проективные тесты, эстетические (когда выявляют предпочитаемые испытуемым рисунки, мелодии и другие эстетические объекты), ситуационные тесты (для изучения поведения в определённых ситуациях), тесты-игры, а также физиологические тесты – ЭКГ, ЭЭГ… да, и это психологи тоже применяют в своих исследованиях, ведь психика не существует отдельно от организма!