Любимый родительский аргумент – «они отвлекают от учёбы» – можно отмести с порога. Наших родителей в детстве отвлекали от учёбы книжки про пиратов и футбол (а мы-то сегодня молиться готовы, чтобы ребёнок погонял мяч во дворе или почитал Стивенсона). Какие-то занятия помимо учёбы у ребёнка быть должны – и чем их больше разных занятий, тем лучше, и тут всё зависит от того, с какими способами времяпрепровождения родители сами познакомят ребёнка, пока он маленький – а не тогда уже, когда подросток засел за компьютер… имеют ли право компьютерные игры на «законное место» в ряду детских увлечений?
Многие родители убеждены, что не имеют, поскольку «не несут никакой практической пользы». Так ли это? Начнём с того, что по компьютерным играм уже проводятся соревнования, и не только для детей и подростков. Возможно, со временем появятся профессиональные гейремы, как сейчас есть профессиональные шахматисты (тоже ведь занятие, не приносящее никакой практической пользы, не способствующее физическому здоровью, тем не менее, мы уважаем таких людей, как А.Карпов и Г.Каспаров).
Впрочем, спортивный интерес – это ещё не всё. В современных армиях (в частности, в США и Китае) большую роль играют самолёты-беспилотники, «пилоты» у которых всё же есть – только управляют они самолётами на расстоянии посредством клавиатуры и джойстика. Конечно, никто официально не говорит, что на эти должности набирают опытных геймеров – но именно такие люди обладают нужными навыками.
Компьютерные игры любят обвинять в воспитании жестокости у детей. Примечательно, что те, кто бросается такими обвинениями, ничего не имеют против старинной игры в «казаки-разбойники» и прочих военных игр, которыми увлекались мальчишки во все века. Наши деды в такие игры тоже в детстве играли – и ничего, кровавыми чудовищами не выросли, а выросли героями, победившими фашизм.
Единственное принципиальное отличие таких игр от компьютерных состоит в том, что последние не дают физической активности. С этой точки зрения компьютерные игры опасны не сами по себе, а лишь в том случае, когда они становятся единственным увлечением ребёнка (как этого избежать, мы уже говорили).
Другой «подводный камень» компьютерных игр – явление, которое психологи называют отрицательной интерференцией. Это значит, что имеющийся у человека навык мешает формированию нового. Вспоминаются откровения подростка, которые доводилось читать на одном форуме: он признавался, что благодаря «военной» компьютерной игре решил стать профессиональным военным и уже изучил в подробностях, как собирается автомат. Конечно, такое решение можно только приветствовать, но вот что касается сборки автомата, возникают некоторые сомнения: это ведь действие, которое нужно довести до автоматизма. И если до автоматизма доведены действия с мышкой или джойстиком, это может помешать, когда юноша начнёт учиться сборке настоящего, а не виртуального автомата… впрочем, и эту проблему можно решить, если мечта подростка о грядущей воинской славе не ограничится компьютерными играми, а будет дополняться тренировкой «в реале» – скажем, в военно-патриотическом клубе.
Итак, компьютерные игры – часть жизни в современном мире, и чем бороться с ними, родителям разумнее сделать их «союзником». Уместно вспомнить слова французского мыслителя Ж.-Ж.Руссо о том, что ребёнок должен заниматься тем, чем хочет, но что он хочет, должен определять воспитатель. Не ждите, пока сверстники познакомят ребёнка с компьютерными играми, сделайте это сами, и пусть этот будут игры, которые принесут пользу.
Так, весьма полезны игры, где нужно проложить путь в лабиринте, найти различия между картинками и т.п. (мы все в детстве играли в подобные игры, только не на компьютере, а в журналах). Для детей постарше весьма полезны игры в жанре квеста – там изрядно приходится поработать головой, чтобы осуществить какое-то действие (скажем, открыть дверь) с помощью имеющихся предметов, совсем для этого не предназначенных.
Неплохо также показать ребёнку, что ещё можно делать на компьютере – кроме игр, например, рисовать. Есть детские графические редакторы (например, TuxPaint), которые по своему интерфейсу граничат с играми, есть и 3D-редакторы такого рода, и знакомство с компьютерной графикой можно начинать с таких программ (а впоследствии – как знать – она может стать и профессией).
Итак, бояться компьютерных игр не нужно. Их надо использовать в деле воспитания!