Делись опытом, находи ответы на свои вопросы
  • авторов 2674 авторов
  • публикаций 9903 публикаций
  • комментариев 96167 комментариев

Обучение

50017 человек прочитали статью
8

Как делать анализ стихотворения?

Как делать анализ стихотворения?

Вопрос о том, как делать анализ стихотворения, как правило, появляется у школьников. Особенно у тех, кому нужно сдавать ЕГЭ по литературе. Однако без анализа поэтического текста нельзя обойтись и обычному любителю поэзии, так как некоторые стихотворения без предварительного анализа понять практически невозможно.

Сложности анализа

Несмотря на то, что в школе и в институте предлагаются чёткие алгоритмы анализа стихотворений, жёсткой схемы анализа не существует. Это обусловлено тем, что стихотворный текст - живой и тускнеет, когда к нему подходят унифицировано, стараясь вогнать в заранее установленные рамки.

Стихотворение анализировать сложнее, чем прозу, потому что разрушить гармонию стиха проще простого. Тогда тонкая ткань смысла, который выражает самое сокровенное, может легко порваться.

Для восприятия лирических произведений характерна субъективность, поэтому анализ стихотворения - это настоящее искусство понимания поэта.

Кроме этого, уникальность каждого отдельного стихотворения значительно усложняет анализ. Ведь для одного произведения важен размер стиха, для другого - лирический сюжет. Разными могут быть и задачи поэта, который может выразить внутреннее состояние лирического героя, создать музыку стиха или выразить в форме образов философскую мысль.

Любая схема анализа поэтического текста условна. Поэтому свободный комментарий или исследовательский текст может начинаться с любого направления анализа. Всё зависит от логики рассуждений, которую диктует сам художественный текст.

Схема анализа

История и биография

Зачастую, чтобы понять стихотворение необходимо знать время его создания, историю публикации, некоторые факты биографии автора, связанные с лирическим сюжетом или имеющим какое-либо отношение к истории написания стихотворения.

Стихотворение в творчестве поэта

Определяя место стихотворения в творчестве поэта, нужно

  • сначала отнести произведение к какому-либо из периодов творчества поэта;
  • осмыслить контекст;
  • выявить характерные или нетипичные черты стихотворения для конкретного поэтического этапа.

Основная тема

Основой любого художественного произведения является тема. Для того чтобы было проще определить тематику стихотворения и выделить его ведущую тему, разработана тематическая классификация лирических произведений. Выделяют следующие темы лирики:

  • любовная (интимная),
  • пейзажная,
  • лирика дружбы,
  • патриотическая и гражданская,
  • медитативная или философская,
  • тема поэзии и поэта.

Это условная классификация, но она помогает начать анализ стихотворения и служит его отправной точкой.

Чаще всего в стихотворении можно определить ведущую тему, определяя которую нужно соотнести тематическую классификацию с "вечными" темами рока, смерти, красоты, любви и так далее. Но любой поэтический текст представляет сложное переплетение мотивов и тем.

Мотив при этом отличается от темы своей словесной закреплённостью в тексте и устойчивостью формально-содержательного компонента. Так, для лирики Лермонтова характерен мотив изгнанничества, присутствующий в таких стихотворениях, как "Тучи", "Нет, я не Байрон, я другой...".

С помощью мотива проще понять подтекст стихотворения. Традиционными для поэзии являются мотивы встречи, одиночества, пути, тоски, разочарования, бегства, борьбы, возмездия и так далее.

Чтобы определить ведущий мотив, необходимо выделить лейтмотив произведения, под которым понимается преобладающее настроение, основная идея и эмоция всего произведения или творчества поэта, а также образ или оборот художественной речи, который постоянно повторяется и характеризует героя, ситуацию или переживание.

Сюжет лирического произведения

Сюжет неразрывно связан с событием. Импульсом лирического переживания или особого эмоционального состояния героя могут стать случайная встреча, созерцание природы, воспоминание, сюжетная сценка или мысль. Если в стихотворении есть развёрнутый сюжет, то произведение следует относить к лиро-эпическому жанру. В лирическом произведении сюжет может быть ослаблен.

Сложнее всего подобрать такие слова, которые смогли бы передать события, которые стали основой сюжета. При этом очень легко соблюсти точность и пересказать сюжет стихотворения, но суть стихотворения будет уничтожена.

Проблематика стихотворения

Для определения проблематики стихотворения нужно задать вопросы к тексту или подтексту произведения. Принципиальных отличий от проблематики других литературных родов в стихотворных произведениях нет. Поэты задают такие же социальные и этические вопросы и по-своему отвечают на "вечные проблемы". Чаще всего проблема вводится в подтекст произведения. Реже проблема формулируется в стихотворении напрямую. Анализ проблематики зависит от умения формулировать и видеть проблему, которая организует поэтическую мысль.

Композиция стихотворения

Стихотворение можно разделить на смысловые части. Благодаря этому можно проследить за тем, как развивается тема, заметить, как меняется настроение, ощутить композиционную стройность стихотворения и его гармонию, выделить поэтическую мысль. Иногда разделить текст на смысловые части невозможно, так как это не позволяет сделать миниатюрность или содержательная цельность стихотворения.

Лирический герой

Литературоведы до сих пор спорят о границах и содержании понятия "лирический герой", но без него трудно постичь образ поэта. Если драматический или эпический герой проявляет свой характер через поступки и взаимодействие с другими героями, то лирический герой проявляет себя через эмоциональные переживания.

Анализируя стихотворение, нужно учесть сложность соотнесённости автора и лирического героя. Между ними могут быть разные отношения. Лирический герой может оказаться "двойником" автора, тогда говорят о том, что лирическое "я" раскрывает авторское сознание.

Когда мир проходит сквозь призму выдуманного "я", то говорят о лирическом субъекте, а не о лирическом герое. Этот субъект порождает авторская фантазия, чтобы раскрыть чужое сознание.

Не всегда в стихотворении можно обнаружить лирического героя. Когда задачей поэта становится постановка философской проблемы, а не изображение внутренних переживаний человека, то говорить об образе лирического героя становится трудно.

Основное настроение и его изменение

В стихотворении конкретика может переплетаться с символикой и аллегорией. Тем не менее основой является эмоциональная составляющая, связанная с переживаниями героя.

При восприятии поэтического текста необходимо подключиться к настроению произведения, уметь чувствовать изменения душевных состояний героя и давать объяснение мотивам. Чувства лирических героев стихотворных произведений чаще всего предстают в динамике.

Но не во всех стихотворениях можно проследить перемены настроения, так как эмоции и чувства могут быть устойчивы и статичны.

Жанр стихотворения

Жанровая система лирики начала разрушаться в XIX веке. Причинами этого явления стали:

  • подвижность границ между разными жанрами,
  • творческая воля поэта,
  • неопределённость признаков жанров.

Большинство стихотворений довольно сложно отнести к тому или иному жанру. Однако жанровое деление в лирике сохранилось, но имеет условный характер. Анализируя жанровую форму стихотворения, можно лучше понять содержание, заметить совмещение жанров или новаторские перемены традиционного жанра.

В процессе развития литературы некоторые жанры забывались. Такая судьба постигла мадригал (стихотворение о любви, которое построено на комплиментах возлюбленной) и дифирамб (гимн богу Дионису). Эти жанры в период Нового времени использовались лишь как подражания.

Главным жанром лирики остаётся лирическое стихотворение, представляющее собой небольшое произведение в стихах. Универсальным на сегодняшний день является понятие "стихотворение". Им обозначаются лирические произведения всех жанров. Но поэты в некоторых случаях конкретизируют жанр написанного стихотворения. Так, Пушкин стихотворение "Безумных лет угасшее веселье..." называет элегией.

Элегии древних греков писались строго определённым размером и были разнообразны по тематике. Римляне сузили этот жанр и изображали лишь любовные переживания. В новое время жанр элегии связывался с размышлениями о судьбе, созерцанием природы, любовными переживаниями, сопровождаемыми меланхолией, печалью и сожалением.

Элегия чаще всего писалась ямбом. Для этого жанра существовал определённый поэтический словарь. Со временем элегия утратила эти признаки, но сохранила в качестве основных жанровых признаков тональность и тематику.

Есть и такие жанры, которые обладают чёткими жанровыми признаками. За это их называют твёрдыми стихотворными формами. Таков, например, сонет, который состоит из 14 стихов, имеет строгую строфическую композицию и специфическую систему рифм.

По такой схеме вполне можно сделать анализ стихотворения. Конечно, можно углубиться и проанализировать поэтическую речь, синтаксис, фонетику. Главное, не забывать о цели, с которой анализируется поэтическое произведение. А она должна заключаться не в том, чтобы получить положительную оценку на экзамене, а в том, чтобы раскрыть все красоты стихотворения, глубже понять его смысл, окунуться в его контекст и обнаружить массу удивительного.

  • Поделиться:

Если вам помогла или понравилась наша информация на сайте, пожалуйста, оставьте ваш комментарий к прочитанной статье, для нас он очень важен.

Вся информация, находящаяся на сайте, защищена Международными законами об авторском праве и является собственностью интернет-журнала «Топ Автор.ру». Попытки несанкционированного использования материалов преследуются в судебном порядке. При перепечатке ссылка на «Topauthor.ru» обязательна.

Смотреть все 61Другие публикации автора Надежда Лимонникова

Оценки Публикация Дата Статус Прочитали
6
Австралопитек, неандерталец, кроманьонец: сравнительная характеристика
07.02.2012
активна 8015 ч.
12
В каких случаях ставится запятая?
10.02.2012
активна 195049 ч.
6
Зачем нужны фразеологизмы?
10.02.2012
активна 14873 ч.

Комментарии к статье: Как делать анализ стихотворения?

23.07.2012 11:56
DEB

Помню, как в школе в 9 классе и в 11 сдавала литературу, если бы тогда у меня перед глазами была эта статья, мне было бы легче это сделать. Хотя мне очень повезло с моими преподавателями русского языка и литературы. В итоге, экзамены сдала на отлично!
За статью отлично! Огромный труд! ++++++++++++++++++++++
23.07.2012 11:57
DEB

Очень развернутая статья+++++
23.07.2012 12:01
DEB

Спасибо за оценки! Об анализе стихотворения можно говорить часами и писать томами. Эту статью нельзя назвать полной.
23.07.2012 12:06
DEB

Как всегда, доступно и интересно о сложном. Статья - незаменимое подспорье школьниками в овладении "великим и могучим" и просто желающим успешно сдать экзамен.+++++++
23.07.2012 13:01
PRO

Школьникам очень пригодится, т.к. тома они вряд ли прочтут, а такая статья будет в помощь ++++++++
23.07.2012 15:40
DEB

Я стихи не люблю, а вот текст очень подробный, настоящий труд!)++
23.07.2012 16:10
DEB

Преклоняю колени. Сама филолог, но за статью бы не взялась. Надежда, Вы - Мастер. +++++++
23.07.2012 16:22
DEB

ВОТ ЭТО ДА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! - я упал с кресла
23.07.2012 19:17
DEB

Наталья, спасибо за звание Мастера.

Иван, а почему с кресла упали?
12.08.2012 13:49
DEB

Спасибо, очень подробный разбор.
И как-то поспокойнее стало, если вдруг когда-нибудь мои стихотворения вздумают анализировать:)
+
12.08.2012 13:54
DEB

Анна, действительно, анализ - это не страшно. Ведь когда стихотворение анализируют, ищут не изъяны произведения, а пытаются понять, что же хотел сказать автор. И такой анализ очень субъективен.
12.08.2012 14:01
DEB

Надежда, мне просто "посчастливилось" отдавать свои произведения совсем другим анализирующим.
Теперь понимаю, что просто не повезло, и вспоминается про свиней и бисер.

То есть хорошо, когда анализирует равный - по духу, возможностям, пониманию, интеллигентности. А еще лучше - чтобы немножечко "сверху" :)
Вам необходимо войти на сайт или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии

Другие статьи рубрики "Обучение"

29.08.2014
Обучение
Что с воза упало, то пропало?

Что с воза упало, то пропало?

Как-то в детстве потеряла любимую куклу. Где ее оставили, так и не вспомнила. Конечно, отчаянно ревела. Не помогали…
28.07.2014
Обучение
Как построить прямой угол циркулем?

Как построить прямой угол циркулем?

«При какой температуре кипит прямой угол?» – вопрошает герой одного из выпусков киножурнала «Ералаш». Как вышло, что…
24.07.2014
Обучение
Почему так важно прививать детям любовь к чтению?

Почему так важно прививать детям любовь к чтению?

Почти 70 % современных подростков не читает ничего, 10 % читают фантастику и детективы, 5 % - только специальную…
Опубликовать материал ЗОЛОТАЯ ПОЛКА

Подписка на новые статьи

Будьте в курсе последних публикаций сайта ТопАвтор!

Вы можете подписаться на еженедельные новости, аналитические материалы и интересные темы.

Укажите ваш E-mail:

Подписаться

Активные авторы

Do what you love. Love what you do.
Увлекаюсь иностранными языками. Хорошо знаю английский и испанский. Умею писать красиво и…