icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Надежда Лимонникова
Обучение

Что такое понимание?

  • 6107
  • 3

Что такое понимание?

К

Когда-то во времена моей школьной юности учительница литературы поставила перед нами очень сложный вопрос: "Что такое любовь?" Мы, конечно, знали ответ на него, но каждое наше высказывание опровергалось тут же либо житейскими, либо книжными примерами.

Однако нам не пришлось уходить с урока в недоумении, потому что ответ на этот вопрос оказался до банального прост и тогда совершенно далёк от наших трактовок нежного чувства. Оказалось, что любить - это значит понимать другого человека.

Но что означает это самое понимание? Что оно даёт человеку и почему без него никак не обойтись?

Понимание в умных книжках

По мнению психологов, понимание является универсальной мыслительной операцией, которая связана с усвоением новых знаний и включением их в систему сложившегося мировоззрения.

Лингвисты ещё больше запутывают обывателя, утверждая, что понимание - это относительно правильное восприятие высказанной мысли. То есть человек может более или менее верно понять, что же ему сказал его собеседник.

Действительно, весь мыслительный процесс основан на понимании. Следовательно, и вся наша жизнь имеет ту же основу.

Если проанализировать всё, что мы имеем, то будет легко обнаружить, что нас окружают лишь понятные нам вещи и явления. С нами происходят понятные нам события, хотя с этим можно поспорить.

Три состояния

Поскольку понимание - основа человеческой жизни, то можно выделить два её состояния: какие-то вещи и явления мы понимаем, а какие-то - не понимаем. Однако есть и золотая середина, поскольку существует нечто, чего мы не можем понять, но это существует, поэтому мы принимаем нечто как данность, не силясь вникать в его суть.

Противоречия

Человек - противоречив. Он может понимать, но поступать прямопротивоположно.

Например, знаю, что курить - здоровью вредить, но продолжаю курить. То есть понимаю, но делаю по-своему.

С другой стороны, то чего человек не понимает, он не делает.

Например, не знаю, какой смысл в том, чтобы каждые 15 минут-полчаса хвататься за пачку сигарет и совать неприятно пахнущие бумажные трубочки в рот, - поэтому не курю и даже из любопытства не пробую этого делать. То есть отказываюсь от непонятного и не пускаю его в свою жизнь.

Границы понимания постоянно расширяются

С момента рождения понимаемого в жизни человека становится больше. Непонятного же оказывается всё меньше и меньше. Хотя с этим тоже можно спорить.

Дело в том, что человек, строя собственный мир, выбирает, что будет входить в зону понятного ему. Невозможно охватить все сферы жизни, быть одновременно в двух местах и думать десяток-другой мыслей в один временной промежуток.

Достаточно знать, что существует множество вещей, понимать которые совсем не обязательно или не требуется этого делать прямо сейчас.

Понимание и осознание

Понимание невозможно отрезать от осознания. Без осознанности в принципе не существует понимания. Если человек не осознает переданную ему информацию, ни о каком понимании не может идти речи.

Учитель целый урок может объяснять, что такое, к примеру, феодализм. Как правило, объяснение заканчивается каверзно-традиционным вопросом: "Ребята, вы поняли, что такое феодализм?". Ребята единогласно подтверждают, что всё поняли.

Но в итоге оказывается, что ничего они не поняли ни в шестом классе, ни в десятом. От них далека та эпоха и те традиции, которые тогда существовали. Прежде всего, поменялись ценности. Современный ребёнок не может осознать того, что несколько гектаров земли могут представлять ценность.

Возможно, это осознание придёт позже, а может понять своих предков и развитие человечества у ребёнка так и не получится. Просто потому, что это для него неважно.

К тому же, не забываем о том, что в школе - лучше понимать даже когда ничего не понимаешь. Непонимание на уроке чревато самыми негативными последствиями, которые бывают гораздо больше, чем двойка в дневнике.

В школе забывают о том, что понимание - это активный процесс. Вы можете объяснять часами, но вас никто не поймёт, потому что слова - это всего лишь слова, а для понимания нужны мыслительные действия.

Чтобы понять, ученик (а все мы по своей сути ученики) должен решить мыслительную задачу.

Общество потребителей информации

Чем же можно заменить понимание? Понимание очень легко заменить запоминанием. Если у вас хорошая память, то вам, в принципе, не обязательно всё понимать.

Возможно, вы встречали таких людей, с которыми очень интересно общаться, потому что они оперируют неизвестными или забытыми вами фактами, как цирковые жонглёры. Однако стоит копнуть глубже, оказывается, что внутри ничего нет, в том числе и понимания.

Таких людей можно назвать потребителями информации, ходячими энциклопедиями, которые помнят всё, но не умеют анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Информацию можно потреблять сколько угодно. За тысячелетия существования человечества её накопилось столько, что на всех хватит. Но это снижает её ценность для отдельно взятого человека, который не удосужился понять, а зачем ему знать и каким образом использовать имеющиеся у него знания.

...но вернёмся к любви...

Оказывается, что не только мышление, но и чувства невозможно отделить от понимания. Не получится любить другого человека, если не постараешься его понять, не узнаешь, чем он живёт и к чему стремится.

Возможно, поэтому первая любовь заканчивается у большинства людей и очень редко продолжается всю жизнь.

Без понимания невозможно построить семью, взаимоотношения с другими людьми и даже себя. Поэтому будем стремиться понять всё, что нас окружает, но ещё внимательнее давайте относиться к себе!

top
Елена Асвойнова-Травина

Я бы не сказала, что психологи и лингвисты что-то запутывают. Действительно, новое должно "войти в систему", стать своим, тогда оно понято.

mas
Марк Блау

Следующий шаг после понимания - усвоенное становится условным рефлексом. Если продолжать начатую аналогию с любовью, то чем старше становишься, тем автоматичнее действуешь с противоположным полом. Как там говаривал А.С.Пушкин устами Е.Онегина? "Привычке милой не дал ходу"

top
Halida Rojkova

Всю жизнь учимся понимать других и себя, и вдруг выясняем, что не поняли даже тех, кто был рядом много лет. Снова все себе разъясняем, то есть понимаем и начинаем заблуждаться снова. Статья замечательная!+++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+