Среди всех прочих католических богослужений месса в католической церкви занимает такое же место, как литургия в православной. Во время мессы (как и во время нашей литургии) происходит Пресуществление, иными словами, «плоть и кровь Земли» – хлеб и виноградное вино – приобретают черты плоти и крови Христовой, благодаря чему совершается одно из главных христианских таинств, непостижимым образом соединяющих человека-христианина с Богом – Евхаристия, которое ещё называют Причастием.
О происхождении самого слова «месса» единого мнения среди историков нет. Может быть, оно происходит от латинского слова mittere, что значит «отпускать» (в таком случае первоначально мессой именовался отпуст – слова, которыми священник благославляет прихожан перед тем, как они покинут храм). Может быть, оно связано с другим латинским словом – missio, что значит «послание» (от него же происходит слово «миссия»).
Когда возникла месса?
Самые первые богослужебные тексты появились у христиан в самые первые века существования нашей веры. В IV веке их стали записывать. Первый «зачаток» того, что потом стало мессой мы находим в наставлении для людей, недавно принявших крещение, которое написал в конце IV века св. Амвросий Медиоланский.
Другая важная веха – деятельность Григория I, который был папой римским на рубеже VI-VII веков. В позднем Средневековье его считали автором песнопений, составляющих мессу, но, вероятнее всего, он не написал их сам, а систематизировал.
Постепенно месса превращалась в некий синтез искусств, призванный донести до молящихся слово Божие. Установилась традиция, согласно которой одни разделы мессы проговариваются в виде речитатива (молитвы), а другие поются хором (песнопения). Так месса приближалась к музыкальному произведению И первым таким произведением – т.е. мессой, написанной от и до одним композитором – стала четырёхголосная месса, традиционно именуемая «мессой Нотр-Дам, которую написал во второй половине XIV века французский композитор и поэт Гийом де Машо – разумеется, на канонический латинский текст (католики ведь всегда молились по-латыни).
К тому времени месса уже приобрела определённую структуру. Сложились два вида мессы. Один из них – Missa ordinarium, включающая в себя пять частей:
1)Kyrie eleison (Господи, помилуй)
2)Gloria (Слава в вышних Богу)
3)Credo (Верую)
4)Sanctus (Sanctu) и
5)Benedictus (Benedictus),
5) Agnus Dei (Агнец божий)
По праздникам и воскресениям добавлялись другие песнопения – это называется экстраординарным чином, или Тридентским, поскольку это результат приведения мессы в соответствие с требованиями Тридентского собора (1545 г.)
После Тридентского собора месса подверглась серьёзным изменениям ещё раз – на 2-м Ватиканском соборе в середине ХХ века. Тогда, в частности, было разрешено мессу служить не только на латыни, но и на современных языках.
Что же касается музыкальной стороны мессы, то в этом жанре «отметились» многие великие композиторы: Г.Дюфаи, О.Лассо, К.Монтеверди, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Ф.Лист. Написал мессу даже наш соотечественник – И.Стравинский.