Как мы помним, герою на этот момент 35 лет – как раз середина того временного отрезка, когда человека (кого раньше, кого позже) настигает кризис среднего возраста… вспоминаются слова одной знакомой: «Когда мне 30 лет исполнилось – это для меня был шок»… такой «шок» случается между 30 и 40 годами.
Кризис… мы боимся этого слова – видимо, потому, что последние 20 лет слишком часто его слышали в связи с невыплатой зарплаты, закрытием предприятий и прочими явлениями, негативность которых не вызывает сомнений. Между тем, в психологии в понятие «кризис» никакого негативного смысла не вкладывается: так называется переход от одного этапа развития к другому – время, когда относительно ровное развитие (эволюционное) сменяется качественным скачком (революционным развитием).
Переживается такой «переломный» момент всегда тяжело – причём не только самим человеком, но и окружающими: вспомните, каким непослушным и упрямым становится трёхлетний ребёнок, как нелегко семилеткам привыкать к школе, а уж кризис подросткового возраста – вообще «полный вперёд»… даже рождение – уже кризис (переход от внутриутробной жизни к внеутробной… теоретически (если существует загробная жизнь) должен существовать и кризис смерти – как адаптация к бестелесной форме существования).
Вот и кризис среднего возраста – это переход от одного возрастного периода (этапа психического развития) к другому. Разные исследователи называют эти периоды по-разному: 1-й и 2-й период зрелости, зрелость и поздняя зрелость и даже… переходный период и собственно зрелость – но заметьте, никто не называет это «переходом к старости». Такой широкий «разброс» во времени (у кого в 30, у кого в 40) объясняется тем, что в этом возрасте психическое развитие определяется уже в меньшей степени биологическими причинами, которые во многом определяют детские кризисы (созревание структур головного мозга, половое созревание и проч.) и в большей – причинами социального «происхождения».
Почему же мы ассоциируем это со старостью?
Очевидно, потому, что в это время грядущая старость приобретает реальные очертания… такое осознание можно сопоставить с тем шоком, который испытывает ребёнок примерно в 5 лет, вдруг осознав, что все – а главное, он сам – когда-нибудь умрут, до этого он – по меткому выражению одного поэта «года четыре был… бессмертен». Точно так же человек до кризиса среднего возраста был «вечно молод», рассматривая перспективу собственной старости лишь теоретически (как подросток, прыгающий с крыши из-за несчастной любви, рассматривает возможность собственной смерти).
А старость-то, оказывается, совершенно реальна – и до неё уже меньше лет, чем вся моя предыдущая жизнь… и у меня не так уж много времени осталось, чтобы осуществить всё, что я планировал – а возможностей и того меньше…
Пожалуй, особенно тяжело должен переживать такое осознание тот, кто всегда презирал старость… а ведь нас учат презирать старость, напропалую рекламируя всякого рода кремы от морщин или краску для волос, маскирующую седину – словно старость, это какое-то позорное клеймо, которое надо скрывать, даже если ты сделал ещё только первый шаг на дороге к ней… Почему-то особенно это относится к женщинам – как в известном анекдоте: «Сколько свечей будет в торте? – Как всегда, 35»… признаться, что тебе больше 35 – уже вроде как страшно и чуть ли не неприлично.
А почему, собственно, страшно? Как метко заметил «божественный флорентиец» – твоя жизнь на середине, то, что ты сделал – то твоё, на то, что не сделал – у тебя ещё полжизни. Да, есть вещи, которые сделать уже нельзя – ты уже не полетишь в космос, не станешь кинозвездой… но мог ли ты это сделать в 20 лет? Видимо, не мог – раз не сделал, и в этом плане не изменилось решительно ничего…
Те же, кто проходит кризис среднего возраста благополучно – потом способны свернуть горы (не случайно в эпосе разных народов встречается мотив «запоздалого возмужания» – тот же Илья Муромец), скажем, известная ныне Дарья Донцова начала литературную деятельность, принесшую ей славу, в 40 лет – до этого она и не помышляла о писательской карьере.
А старость… она придёт в свой срок – и совсем не обязательно ей быть временем никчёмного доживания: последние произведения Й.Гайдна написаны в 70 лет, а последняя опера Дж.Верди – в 80 лет (и она превосходит многие его произведения, созданные в молодости и зрелости). Эти люди свои кризисы преодолели, и в качестве «рецепта» можно привести опыт Й.Гайдна, который рано вставал, молился – и принимался за работу, а если у него не получалось, он снова молился – и снова работал. Лучшего способа благополучно «пройти» все кризисы не придумано!